Новости

Друзья

Фотографии

Отчет о походе по пещерным городам Крыма в октябре 2008

Пещерные города Крыма - Чуфут-Кале, Тепе-Кермен, Кыз-Кермен, Качи-Кальон, Чильтер-Коба - памятники крымского средневековья, расположенные на высокогорных плато с загадочно чернеющими окнами пещер.
  1. Гершман Женя
  2. Кудренко Оля
  3. Кучеренко Миша

Маршрут похода
    Киев - Симферополь - поезд
    Симферополь - Бахчисарай - Ханский дворец - маршрутка
    Ханский дворец - Свято-Успенский пещерный монастырь – Колодец Тик-Кую – Чуфут-Кале – Караимское кладбище – Тепе-Кермен – Машино – Кыз-Кермен – Качи-Кальон – Баштановка – Куйбышево – Малое Садовое – Большое Садовое – Чильтер-Коба – Сюйреньская крепость – Большое садовое - 45 км пешком
    Большое Садовое - Бахчисарай - такси
    Бахчисарай - Киев - поезд

Отчет

Заразившись свежим карпатским горным воздухом, мы решили проверить свои легкие в Крыму.
На этот раз мы решили отказаться от услуг гида и сами проложили маршрут. В первом походе по Крыму мы запланировали облазить пещерные города, расположенные в тридцатикилометровой зоне вокруг Бахчисарая, по пути зайдя в сам Бахчисарай и, посетив его самую главную достопримечательность, Ханский дворец с бриллиантом в виде «Фонтана слез», воспетого А.С. Пушкиным.
Но будем последовательны.
День 1. 10 октября 2008 года около 9.00 мы благополучно добрались поездом до  Симферополя. Выйдя на вокзал, мы сразу же были атакованы доброжелательными таксистами, которые очень радушно предлагали свои услуги в транспортировке в любую точку Крыма. Цена за проезд до Бахчисарая колебалась от 160 до 250 грн. Мы, как ни странно, устояли от соблазна и уехали за 25.50 грн. с троих на маршрутке. В 9.00 мы прибыли на автовокзал в Бахчисарай, откуда на маршрутке добрались до Ханского дворца. Сперва поднялись на соколиную башню, потом пошли на кладбище правителей и, под конец осмотрели основную часть дворца, в которой находился «Фонтан слез» и "Золотой фонтан". Билеты покупали со скидкой благодаря айсикам. Оля, которая забыла свой айсик дома, тоже пользовалась скидкой под предлогом того, что он где-то глубоко спрятан. Закончив обзорную экскурсию по дворцу, мы купили сувениры, чебуреки, самсу, тут же перекусили и пошли дальше по улице в сторону Свято-Успенского горного монастыря. Вот уже начинается пешеходная часть, дальше автобусы не едут. Продавцы сувениров предлагают местные и китайские безделушки.
Немного пофотографировались возле Успенского монастыря, позаглядывали по углам и уточнив направление движения, пошли вперед. Дорога в пещерный город Чуфут-Кале как раз проходит мимо Успенского монастыря. На развилке Чуфут-Кале (налево) – кладбище караимов (направо) пошли налево. Перед самим пещерным городом мы наткнулись на указатель «Древнее гидротехническое сооружение с колодцем «Тик-Кую». Спустились на самое дно колодца, послушали комментарии гида о том, что при разрытии этого колодца был найден самый большой клад за всю историю Украины и поднялись на свежий воздух. В 30 метрах от входа в колодец расположены южные (малые) ворота, через которые все желающие заходят в пещерный город Чуфут-Кале. Здесь бабушка кассир проявила бдительность и история с Олиным айсиком дала брешь, пришлось один билет купить за полную стоимость. Зашли в городище, осмотрели комплекс пещер у входа, комплекс караимских кенас, мавзолей Джанике-Ханым, ворота Орта-Капу. Побродив около часа по руинам старого города, мы подошли к восточным воротам, через которые планировали выйти, но они оказались заперты. В поисках способа спуститься по стенам, чтобы не обходить, оббегали и осмотрели все, но, не найдя благоприятных мест, решили вернуться к южным воротам. К северным воротам пришлось идти по тропинке вдоль стен Чуфут-Кале. Обойдя городище вернулись к восточным воротам с другой стороны. Дальше по дороге, прорубленной в камне (чуть правее от основной) прошли метров 400 и оказались у главного входа в Караимское кладбище. Немного походив и увидев помимо очень старых могил (11-12 век) достаточно свежие (90-е года 20 века), мы вернулись к восточным воротам и уже по основной дороге пошли прямо. Конечно же, когда мы планировали этот поход, мы скачали карты маршрута, его описание, но нам это все равно не помогло. После Чуфут-Кале наш путь лежал в пещерный город Тепе-Кермен. Для того, чтобы его найти, надо было спуститься с плато Чуфут-Кале (если стоять к восточным воротам Чуфут-Кале спиной, то спуск с плато надо искать слева) в долину по тропе и, следуя дальше по ней, выходить на Тепе-Кермен (гора выглядит как обрезанный конус). Но обо всем по очереди. Согласно отчета предшественников, надо было пройти пару км от ворот до указателя в виде стрелки, выложенной из камней, на нем свернуть налево и дойти до тропинки, которая ведет вниз. Пройдя от каменного указателя до края плато, мы увидели, что ни с левой ни с правой стороны никаким спуском не пахнет и решили идти дальше (т.е. уходить от восточных ворот вдоль левого края плато). Уже было около 4-х вечера. Дойдя вдоль плато до противоположного края (минут 40 с остановками на фото), мы окончательно поняли, что пропустили спуск. Конечная на сегодняшний день точка (подножие горы Тепе-Кермен) была напротив плато Чуфут-Кале. Кроме нее взору открывались и плато Кыз-Кермен. Вернувшись опять к тому же указателю из камней, попытались снова найти спуск с плато, только теперь пошли от края плато влево (т.е. вдоль края плато в сторону восточных ворот). Немного пройдя вперед, увидели, что все-таки где-то рядом есть спуск, так как обрывы потихоньку уменьшались. С горем пополам, не найдя тропу, сквозь густые ветки деревьев начали спуск в долину. Находясь наверху на плато, мы мысленно прочертили наш маршрут и место ночевки, так что дело оставалось за малым. Солнце к тому времени уходило за горизонт и в ход пошли фонарики. Путь по долине сначала пролегал вдоль стен плато Чуфут-Кале, потом тропинка уходила немного влево вниз в сосновый лес (сосняк). Тропинка уже превратилась в грунтовку. Неожиданно в лесу наткнулись на брошенный 412-ый москвич. Что он здесь делал непонятно, но чувство страха появилось, силы у нас мгновенно прибавились и скорость практически удвоилась. Дальше грунтовка под углом 90 градусов уперлась в такую же дорогу и мы повернули налево. Пройдя еще метров 200, попали на соединение нескольких дорог, к тому же наконец-то увидели подобие полянки для лагеря. Покрутившись на одном месте, прошли направо по дороге метров 50 и поставили палатку. По нашему плану мы должны были разбить лагерь на оборудованной турстоянке "Сарабей" у подножия горы Тепе-Кермен, что мы собственно и пытались в сумерках сделать, но уверенности, что мы именно ее нашли, не было. Кроме нас на поляне никого не было, да и 412-ый, припаркованный недалеко, настораживал. Вдруг мы услышали недалеко от нас звуки закрывающейся дверцы машины и голоса людей. Миша решил пойти посмотреть кто там, а я с Олей остался сторожить вещи. Минут пять его не было и мы уже начали переживать, но Миша вернулся благополучно и мы принялись в состоянии абсолютной тишины и стрема ставить палатки. К тому времени у нас возникла одна проблема: Крым – не Карпаты и вода у нас была на подсосе, так что литр оставшейся влаги решили оставить на крайний случай. Ужинать пришлось всухомятку. Единственной дозволенной водой была бутылка водки и фляга коньяка. Разместившись в палатке и не высовывая голову наружу, принялись ужинать. Уже первые 50 грамм заметно разрядили напряженную обстановку и дальнейший ужин проходил в спокойной и веселой атмосфере. Допив запасы алкогольной влаги, довольные и сытые легли спать.
День 2. Проснулись около 8 утра живые и невредимые, как ни странно. Завтрак тоже был всухомятку. В районе 9 вещи были запакованы и мы пошли по тропинке на гору. Метров через 400 мы увидели табличку Тепе-Кермен и окончательно убедились в своем местонахождении ("Сарабей" мы нашли, но воды все равно не было). Поднялись по очень крутому (местами) подъему и вышли на поляну у основания вершины. Тут уже начались пещеры. Мы сняли рюкзаки, полазили вдоволь по пещерам, и налегке пошли в обход по правой стороне на вершину. На плато открывался замечательнейший вид во все стороны (в том числе и на заброшенную военную часть). Обошли пещеры, церковь с баптистерием, дошли до южной оконечности городища, пофотографировались на краю обрывов и т.п. Обойдя все, спустились на полянку, где оставили рюкзаки, оделись и пошли дальше. Пришлось вернуться к месту нашей ночевки и на развилке пойти прямо по белой грунтовке. Шли все время по грунтовке, на развилках держались правой стороны, так как по плану нам надо было обогнуть Тепе-Кермен и выйти в село Машино. Гору можно было обойти и по более короткому пути (по правой стороне), но военная часть перекрывала этот путь. Обогнув полгоры, увидели, что мы побывали только в половине пещер - на левой стороне горы Тепе-Кермен было еще огромное их количество.
Пройдя еще минут 10, вышли на асфальтированную дорогу и свернули направо в сторону села Машино. Пройдя метров 200 по селу, с левой стороны дороги возле Ивы, увидели шланг, подсоединенный к колодцу, из которого мы наконец-то набрали воды. Рядом ребята, с очень сильного бодуна, грузили вилами сено. У Миши завязался с ними очень душевный разговор.  В результате чего ребята предложили нам покурить анаши, выпить и подраться… Их предложение было любезно отвергнуто и мы поспешили ретироваться, дабы не ввязаться в международный конфликт, ибо мы разговаривали, отчасти, на разных языках. В конце села в маленьком редком лесочке мы решили перекусить и отдохнуть в тени. Набравшись сил, решили найти городище Кыз-Кермен. Дорога к нему начиналась сразу в конце села направо по грунтовке. Договорившись оставить в частном доме рюкзаки, мы поспешили в горы. Пройдя немного вверх и поблудив по склонам, так и не нашли тропу к городищу. Я попытался подняться наверх по сомнительной дорожке, но неудачно. Сделав пару кадров, ни с чем вернулись за вещами. Тут же рядом в сельском магазине опустошили запасы крымского лимонада и шоколадных батончиков. От села Машино до следующего места назначения пещерного монастыря Качи-Кальон было около 3-4 км. Дорога проходила мимо села Баштановка. Уже через час ходьбы по дороге, мы увидели Качи-Кальон и его самый большой четвертый грот, высотой около 70 метров.  Недалеко от дороги в кустах оставили рюкзаки и пошли вверх. С плато в грот прыгали ребята на веревке (что-то типа банджо, только веревка натягивалась с двух противоположных сторон плато и человек был закреплен посередине на ней). Шаг сменился ползком и через какое-то время пришлось искать возможность подняться выше (здесь были бы не лишними альпинистские веревки и навыки). На этом этапе, дальнейшее передвижение Оли закончилось. То ли жара на нее подействовала сильно, то ли еще что-то, но дальше лезть она не смогла, и мы с Мишей продолжили путь вдвоем. В самом большом гроте пещерного монастыря был источник Святой Анастасии, в стенах грота вырублены кресты. Помимо этого грота, было еще 3. Мы прошлись вдоль всего массива, заглянув везде и всюду, и вернулись за Олей. К этому моменту, она уже еле дышала от страха, что мы ее здесь забыли. Немного помучавшись на спуске, целые и невредимые спустились на дорогу. До села Баштановка и места нашей второй ночевки (т/с "Баштановка") оставалось рукой подать. По пути зашли в сельский магазин и набрали холодного пива с шоколадками.
В конце села есть развилка, на которой мы пошли направо (хотя если бы пошли прямо, то тоже пришли бы на место) и через пару минут увидели с левой стороны озеро. Пройдя вдоль него и выйдя на открытую полянку, мы устроили лагерь. Вокруг озера было достаточно много отдыхающих помимо нас. Здесь же у нас не возникло никаких проблем с водой. Источник находился метрах в 100 от озера и к тому же на него есть указатели. Пока Миша пошел скупнуться в озеро, мы с Олей готовили ужин. Как только зашло солнце, резко похолодало, поэтому вдоволь наевшись и напившись пива, завалились спать. Подъем на следующий день был запланирован на 7 утра, т.к. нам оставалось пройти около 15 км за 4 часа с учетом осмотра Сюйреньской крепости и пещерного монастыря Чильтер-Коба, которые находятся по разные стороны одного плато возле села Большое Садовое.
День 3. Все произошло как и планировалось. Правда, в это утро было нереально холодно. Как позднее нам удалось узнать, температура ночью опустилась до 3-х градусов и это при том, что все это время погода днем была около 20 градусов.
Дорога от села Баштановка в село Куйбышево (около 8 км), а точнее широкая тропа шла мимо озера, где мы ночевали  и уходила чуть правее в лес. Дальше мы уже ориентировались по звездам и карте. Идя по маршруту, попадаются пометки на деревьях, которые убеждали нас, что мы идем в верном направлении. Основные указатели: справа от тропы все время видна гора, но вплотную к ней не приближаетесь. В месте, где тропа уходит резко вверх, она сразу поворачивает налево и выходим на небольшую обзорную площадку и развилку, дальше идем направо. Потом вроде как проблем возникнуть не должно. Пройдя еще немного, выходим на поле. Где-то поблизости уже виднеются линии электропередач и мы понимаем, что село Куйбышево совсем рядом. О начале села нам сообщают бараны и их пастух. Войдя в само село и свернув направо, пошли по дороге по направлению в село Малое Садовое. Возле стадиона свернули направо, нашли параллельную основной (асфальтированной) дорогу и пошли в усиленном темпе вперед. В конце Малого Садового выходим снова на асфальтированную дорогу и метров через 400 от нее идет ответвление влево в сторону села Большое Садовое. Перед въездом в село, проходим мостик через речку Бельбек. В самом селе идем до первой развилки, потом налево и все время вверх. На развилке есть магазин, да и люди там все время сидят. Пройдя чуть дальше до большой полянки (на ней обычно оставляют автобусы, машины) мы услышали музыку. Какая-то крымская фирма решила устроить корпоратив (в понедельник) у подножия горы Чильтер-Коба. Прежде чем подниматься наверх, мы как всегда оставили рюкзаки у местного жителя, правда, на этот раз с нас взяли по 2 грн. с носа. С хозяином дома, где мы оставили рюкзаки, сразу же договорились про нашу транспортировку до ж/д вокзала в Бахчисарай (всего 50 грн. за всех). С чистой совестью и легкими плечами, пошли наверх мимо активно гуляющих сотрудников фирмы (в основном татарской национальности). Дорога резко пошла вверх, но очень скоро мы дошли до развилки с крестом. Здесь мы свернули направо, чтобы поначалу зайти в монастырь. Еще две минуты и мы видим с правой стороны долину, в которой находится село и начинаются стены пещерного монастыря. Вход в монастырь по деревянным ступенькам. На территории монастыря встретили 3-х монахов, которые нам немного рассказали про историю зарождения пещерных монастырей-городов в Крыму. Здесь же зашли в церковь, где Миша и Оля поставили свечки. Церковь находится в пещере, фасад которой сделан из оргстекла. Осмотрели места, где живут монахи. По дороге из монастыря, подошли к купели. Напившись вдоволь воды, пошли искать Сюйреньскую крепость. Дорога к ней вела от развилки с крестом (описывал выше) левее, но мы, прочитав в других отчетах, что можно пройти и через монастырь, решили не возвращаться, а надо было. Через лес поднялись на плато, пошли по тропе налево. Шли долго и вскоре поняли, что куда-то не туда идем. Вернулись чуть назад, опять свернули вглубь плато, но опять не туда. В 12.40 было принято решение, что в этот раз мы в крепость не попадаем и в срочном порядке (вприпрыжку) возвращаемся той же дорогой к монастырю и дальше в село. По пути встречаем мужичка, который рассказал, что как только мы поднялись на плато и пошли налево по дороге, метров через 200-300 есть ответвление влево к крепости, но у нас уже не оставалось времени. Мимо гуляющих татар мы спустились за рюкзаками, нашли нашего извозчика и поехали на вокзал, где были уже около 14.00. Оставшееся время до поезда покупали продукты на обратную дорогу. Выйдя в Симферополе на вокзал, в очень бодром темпе сбегали на площадь к башне с часами сфотографироваться, завершив тем самым наш фотоотчет. В Джанкое набрали мелких креветок и пива, дабы на мажорной ноте закончить наше маленькое приключение, что собственно говоря и получилось на все 100.